Баптистерий
(от древнегреческого - погружаю)
Предназначенное для совершения обряда крещения, отдельно стоящее круглое или многогранное в плане здание, завершенное куполом. Внутри находится бассейн для крещения, часто украшен мозаикой и скульптурой. Встречается в ранней христианской архитектуре. Аналогичен крещальне.
В Древнем Риме баптистерием называли бассейн с холодной водой в термах. С 4 века баптистерием называют храмы в честь Иоанна Крестителя и предназначавшиеся для обряда крещения.
Баптистерий Сан Джованни
Находящийся рядом с собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Один из лучших образцов романского стиля был построен на месте античного храма, посвященному Марсу. Первоначально являлся собором и баптистерием.
Восьмиугольное здание, под таким же куполом, снаружи облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями. Каждая грань украшена пилястрами, полукруглыми арками. Главную славу баптистерию принесли бронзовые двери, а также – мозаичное украшение интерьера. С трех сторон здания располагаются ворота, на исполнение которых в 1401 году был объявлен конкурс. Среди самых известных конкурсантов были Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти, который вышел победителем. Южные ворота: Андреа Пизано Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей. Северные ворота: Лоренцо Гиберти сцены из Нового Завета, Евангелисты, Учителя церкви. Самые знаменитые – восточные ворота: Гиберти сцены из Ветхого Завета, за которыми утвердилось название «Райских врат» (в настоящее время заменены копиями).
Внутри баптистерий имеет деление на два яруса: нижняя часть – коринфские колонны с позолоченными капителями, верхняя часть – галерея с коринфскими пилястрами и ионическими колоннами. Интерьер украшен великолепными мозаиками в византийском стиле, декорированная барельефами купель. Особый интерес представляет гробница Иоанна XXIII работы Донателло и Микелоццо ди Бартоломео.
Баптистерий Сан Джованни в Пизе
Относится к архитектурным шедеврам. Часть архитектурного ансамбля, куда входит Собор Санта Мария Ассунта, Кампанила (Падающая башня), крытое кладбище Кампосанто. Строительство баптистерия было начато в 1152 году архитектором Диотисальви в романском стиле, продолжено Никколо Пизано, завершено около 1278 года. В 14 веке был возведен грандиозный купол диаметром около 18 м., покрытый черепицей и свинцовыми пластинами. Венчает купол скульптура Иоанна Крестителя работы Турино ди Сано. В плане здание представляет собой окружность диаметром 39 м. Снаружи нижний ярус здания украшен коринфскими полуколоннами, с опирающимися на них арками. Выше находится изящная мраморная лоджия с готическими орнаментами и скульптурой. Интерьер украшен галереей, идущей по периметру здания, в центре баптистерия стоит крестильная чаша (13 в.) и знаменитая Кафедра (1260 г.) работы Николо Пизано. К достопримечательностям баптистерия относится великолепная акустика здания.
Баптистерий в Равенне.
Самое древнее сохранившееся здание города, украшенное византийской мозаикой.
В 1996 году баптистерий в составе раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия.
Восьмиугольный баптистерий был воздвигнут на фундаменте римских терм на рубеже IV и V веков и поначалу именовался Баптистерием православных, в отличие от Арианского баптистерия Теодориха. Баптистерий был построен одновременно с кафедральным собором Равенны, который был упразднён в 1734 году. Баптистерий получил своё второе название в честь епископа Неона, который украсил его мозаиками во второй половине V века.
Ныне культурный слой скрывает кирпичные стены здания на высоту в три метра от основания.
Богатое внутреннее убранство баптистерия имело целью подчеркнуть для верующих особую значимость таинства крещения. Помещение украшено мозаикой, ионическими колоннами (обрамляют оконные проёмы) и горельефами с изображением пророков.
В центре баптистерия расположена восьмигранная купель из греческого мрамора и порфира. Она была значительно переделана в XVI веке, но сохранила ряд оригинальных деталей. К ним относится амвон, высеченный из цельного куска мрамора, с которого священник проводил таинство крещения.
В одной из арок сохранился типичный престол VI века, в другой установлен снятый в 1963 году с крыши баптистерия старинный бронзовый крест.
Мозаики баптистерия хотя и близки по структуре и тематике изображениям в Арианском баптистерии, в то же время отчётливо перекликаются с античным искусством предыдущих веков. Мозаики разделяются на три цикла: над арками первого яруса строения (растительный орнамент на синем фоне, фигуры пророков), между арками второго яруса (канделябры, престолы, епископские седалища) и подкупольная мозаика.
Общая мозаичная композиция связана с тематикой Небесного Иерусалима. Это подчеркивается венцами в руках апостолов на подкупольной мозаике (символизирует, что они как изложено в Откровении Иоанна Богослова сядут на двенадцать престолов судить двенадцать колен Израилевых), а также многочисленными изображениями престола уготованного.
Подкупольная мозаика выполнена по сюжету крещения Иисуса Христа. В центре мозаики расположен медальон непосредственно со сценой крещения (в ней кроме Иисуса и Иоанна Крестителя изображена персонификация реки Иордан в образе мужчины, держущаго полотенце). Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов на которых нисходит благодатная энергия, изображённая радиальными лучами.
Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев и выполнена только в двух цветах: белом (символизирует свет земной) и золотом (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко-выраженной индивидуальностью.
Мозаика. Баптистерий Сан Джованни. Флоренция.
|
Кафедра. Баптистерий Сан Джованни. Пиза.
|
Мозаика. Баптистерий Неона. Равенн.
|