Бари Антуан Луи
(по-французски Barye Antoin-Louis 1795 г., Париж — 1875 г., Париж)
Французский скульптор, живописец, график. Бари — сын ювелира, отец с детства обучал его своему ремеслу. С тринадцати лет Антуан начал зарабатывать на жизнь, поступив учеником к граверу Фурье, затем к ювелиру Бикуне. Овладел различными видами обработки металла, что пригодилось ему в дальнейшем, когда он стал профессиональным скульптором. Служил в армии, вначале топографом, затем сапером (1812—1814 г.). После армии поступает в мастерскую скульптора Ф.Ж. Бозио, пользуется советами провозвестника романтизма живописца А. Гро (1816—1817 г.). Начинает лепить небольшие фигурки зверей. Подружившись со сторожем Ботанического сада, с пяти часов утра работает с натуры возле клеток с дикими животными. Посещает занятия в анатомическом театре. С 1827 г. начинает выставляться в Салоне бюстами, композициями на религиозные темы, но, в основном, как анималист: Тигр, пожирающий крокодила (1831—1832 г., Париж, Лувр), Лев и змея (1832—1835 г., Париж, Лувр) и др.
В этих скульптурных группах проявились черты, характерные для романтизма: драматизм мироощущения, доминирующая роль эмоций и страстей. Композиция произведений становится все более динамичной, объемы и формы насыщены экспрессией, напряжение мускулатуры передает яростный накал борьбы, ювелирно проработанная фактура дышит жизнью. Работы Бари имели успех, благоприятные отзывы в прессе. Несмотря на это, в 1836 г. "Отдыхающий лев" был отвергнут жюри Салона, и вплоть до 1850 г. скульптор не посылает свои вещи в Салон. Однако его имя уже приобрело известность, и мастер начинает получать официальные и частные заказы: рельеф для Июльской колонны в Париже "Идущий лев" (1836—1840 г.); декоративные скульптуры перед зданием Лувра: "Война, Мир, Порядок, Сила" (1850—1854 г.). Эти статуи, в отличие от групп, изображающих борьбу в мире животных, более "классичны".
Возвращение в Салон в 1850 г. стало подлинным триумфом — "Кентавр и Лапиф" (Париж, Лувр). Работы Бари были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1855 г.: "Ягуар, пожирающий зайца" (1850 г., Париж, Лувр) и другие скульптуры были отмечены большой медалью, автор награжден орденом Почетного легиона. Избран в члены Академии в 1868 г. Творчество Бари начинает оказывать заметное влияние на молодое поколение скульпторов (в частности на О. Родена), у него появляются ученики и последователи. Бари был художником мощного творческого темперамента, его пластика словно наэлектризована энергией. Мастер выражает в скульптурах чувства и страсти, сопоставимые с чувствами и страстями человека. Возможно, это объясняет сильное впечатление, которое искусство Бари производит на зрителя.
Известные скульптуры Антуана Луи Бари:
- Карл VI в лесу дю Мэн (Париж, Лувр, 1833 г.).
- Охота на льва (Париж, Лувр, 1836 г.).
- Охота на дикого быка (Париж, Лувр, около 1836 г.).
- Волк, нападающий на оленя (Париж, Лувр, 1843 г.).
- Сидящий лев (Париж, музей Орсе, 1847 г.).
- Крокодил, поедающий антилопу (Париж, музей Орсе, 1850-е г.).
- Река (Париж, музей Орсе, 1866—1867 г.).
- Модель памятника Наполеону I в Аяччо (Париж, музей Орсе, около 1863 г.).
- Лев, терзающий лошадь (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
- Памятник Наполеону I на его родине в Аяччо (1865—1867 г.).
- Четыре скульптурные группы перед Музеем изящных искусств в Марселе (около 1869 г.).
Кроме скульптуры, Бари — автор многих живописных полотен и прекрасных акварелей, посвященных, в основном, изображениям животных. Хранятся в Лувре, в музее Метрополитен и другие.
Бой Тесея с минотавром. Антуан Луи Бари.
|
Бык. Антуан Луи Бари.
|
Петух. Антуан Луи Бари.
|