Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта

Иван Андреевич Крылов

Аудио-басни

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Микешин Михаил Осипович


(9 февраля 1835 г., деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии — 19 января 1896 г., Санкт-Петербург)

Портрет М.О. Микешина (И. Репин, 1888 г.) Русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской Империи. Родился в деревне Максимково близ Рославля (Смоленская губерния) 9 февраля 1835 г. в семье чиновника. С юных лет у него проявился талант художника. В городе Рославле он окончил трехклассное уездное училище. Первоначальное обучение рисунку получил у местного иконописца Тита Андроновича.

В 1852 году при содействии «смоленского Дюма» — писателя В.А. Вонлярлярского поступает в Академию художеств, где осваивает батальную живопись под руководством профессора В.П. Виллевальде. Его успехи в Академии очевидны. Он последовательно получает все ученические медали. Его работы столь профессиональны, что одну из них, изображавшую конных гренадер, покупает император Николай I, а по заказу великой княгини Марии Николаевны М. Микешин пишет шесть холстов с изображением повседневной жизни донских казаков.

В 1858 году с отличием закончил Академию по классу батальной живописи, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Проявившееся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.

В 1859 году М.О. Микешин участвовал в конкурсе по созданию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Проект 23-летнего скульптора был признан лучшим, и он получил заказ на изготовление памятника, который и был открыт в Новгороде 8 сентября 1862 года. В отечественном изобразительном искусстве стало на одного молодого живописца меньше, зато стало больше на одного замечательного скульптора. Проект М.О. Микешина победил среди 53 представленных работ. Ему пришлось изучить скульптурную технику (под руководством И. Шредера), чтобы руководить работами специалистов, приглашенных для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник тысячелетия России создал Микешину репутацию выдающегося русского ваятеля.

Памятник решен Микешиным в виде грандиозного колокола, вверху имеющего вид державы, т.е. увенчанной крестом сферы, знаменующей царскую власть; в среднем и нижнем ярусах сосредоточены исторические фигуры, монархи и их приближенные, а также люди политики, церкви и культуры, поэтапно, в живых эпизодах представляющие историю России, причем образы деятелей культуры (фигуры Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Брюллова, Глинки и других - всего 16 фигур - в нижнем ярусе) впервые заняли в официальном монументе столь значительное место.

Памятник Тысячелетию России (1862 г.)Замысел Микешина воплощали Шредер, А.М. Опекушин, М.А. Чижов, Р.К. Залеман, А.Л. Обер и другие ваятели (итоговым материалом торжественно открытого в 1862 году новгородского "Тысячелетия" стала бронза). Композиционно-переусложненный памятник не раз подвергался острой критике, но прочно вошел в летопись искусства как один из самых монументальных образцов романтического историзма 19 века.

Со временем его открытия Микешин, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во многих конкурсах по монументальной скульптуре. Им сочинены проекты памятников: императрице Екатерине II (поставлен в 1873 г. на площади Александринского театра, модели - в музее Александра III и в Камероновской галерее Большого Царскосельского дворца); португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; сербскому князю Михаилу Обреновичу и Черному Георгию; адмиралу Грейгу, "победам черноморского флота" и матросу Шевченке в Николаеве; адмиралам Корнилову , Нахимову и Истомину в Севастополе; Богдану Хмельницкому в Киеве; императору Александру II в Ростове-на-Дону; Ермаку в Новочеркасске; императрице Екатерине II в Екатеринодаре; Минину в Нижнем Новгороде и многие другие. Он изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского в Суздале и исполнял фигуры для носовых частей различных судов. В 1869 г. получил звание академика.

В 1876—1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры и публиковал иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя и Т.Г. Шевченко. В 1892 г. вместе с Ф.Ф. фон-Каналошый-Лефлером, будущим председателем, М.О. Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством общества эсперантистов "Espero" ("Надежда") в Санкт-Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.

Михаил Осипович Микешин скончался 31 января 1896 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Лейб-гусары у водопоя (М.О. Микешин, 1853 г.)
Лейб-гусары у водопоя.
М.О. Микешин. 1853 г.

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
Памятник Екатерине II
в Петербурге.
1873 г.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве на открытке XIX века
Памятник Богдану Хмельницкому
в Киеве на открытке XIX века.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я