Баухауз
(по-немецки Bauhaus, Hochschule fur Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus)
Oдна из самых влиятельных высших школ архитектуры и дизайна, сделавшая маленький Веймар родиной большого искусства. В свое время Гропиус, Клее и Кандинский создали целый стиль, превратив фабрику идей для зарождающейся промышленности в объект вдохновения дизайнеров.
Без первопроходческих идей творцов баухауза история дизайна была бы написана по-другому. Хотя ко времени его формирования слова "дизайнер" в обиходе еще не было. Основатели этой школы именовали себя более скромно – "разработчиками форм". Сегодня, спустя почти век, она по-прежнем ассоциируется с простотой, лаконичностью и функциональностью. Стол из стекла, кресла, повторяющие форму тела, стулья c металлическими перекладинами, встроенная кухня – стиль баухауз занял прочное место в нашем доме.
Объединение ремесла и искусства в идеальное целое подвигло берлинского архитектора Вальтера Гропиуса к созданию в 1919 году веймарской школы архитектуры и дизайна под названием Баухауз (Bauhaus, буквально - строительный дом). Ее манифестом стала интеграция искусства в массовое производство, интерпретируемая раньше как развенчание буржуазной роскоши, а сегодня – как сочетание искусства и новых технологий.
Спустя семь лет после появления Государственного Баухауза его отец-основатель и первый директор Гропиус построил новое здание в Дессау. Здесь работали учебные классы и специальные мастерские, оборудованные по последнему слову техники. Благодаря им баухауз вышел на конвейер. Студентов обучали работе с материалом – деревом, тканями, керамикой, стеклом, золотом и серебром.
Постепенно занятия специализировались и формировались как самостоятельные области: архитектура, промышленный дизайн, текстиль, фотография или живопись. Студентов обучали ведущие архитекторы и художники-авангардисты: Йоханнес Иттен, Пауль Клее, Ханс Майер, Оскар Шлеммер, Людвиг ван дер Роэ. Значимый вклад в развитие баухауза как направления в искусстве внес Василий Кандинский, преподаваший теорию цвета и открывший при Баухаузе свой класс живописи.
В 1933 году под давлением властей школу закрыли. После объединения Германии интерес к концепции баухауза заметно вырос, и веймарской Высшей школе архитектуры, пришедшей на смену Баухаузу в 40-х годах, было возвращено историческое имя. Сегодня Университет Баухауз сочетает черты технического и художественного образования, строго следуя идеям, заложенным еще в 20-е годы прошлого века.
В Баухаузе обучаются около четырех тысяч студентов. Кроме старейшего, архитектурного, подготовка студентов ведется еще на трех факультетах: инженерно-строительном , дизайна и оформления и факультете по изучению средств коммуникации, основанным в середине 90-х.
Кресла. Баухауз. 1919 - 1923 г.
|
Модели чайников. М. Брант. 1924 г.
|