Барботин
1) Тип накладного рельефа в керамическом искусстве. Впервые применён в рейнской (Германия) керамике около 300 г. н.э. в изготовлении мелких цветочных и других узоров на ободках плоских блюд. В Германии с 14 века для декорирования изделий из каменной массы с соляной глазурью (центры в Рейнской области) применялся барботин в виде заранее вылепленных и наложенных на сформованный сосуд узоров.
Термин "барботин" используется также в научной литературе для обозначения иранской и месопотамской средневековой (преимущественно 12–13 в.) неглазурованной художественной керамики из высококачественной высококремнеземистой массы (среднеазиатское название "кашин") с многоярусными накладными рельефными композициями (обычно высокие большие вазы или кувшины с изображениями людей и животных, растительными и геометрическими мотивами).
2) Роспись глухими, непрозрачными красками под глазурью и без глазури. А.В. Филиппов указывает, что барботин — это роспись цветными ангобами с помощью кисти. Он считает этот вид техники художественного оформления применимым для более сложных приемов керамической живописи. А.В. Филиппов рассматривает одну из разновидностей барботина — способ работы ангобами по сырым изделиям с влажностью 19—20 процентов. Работать глино-песчаными ангобами по сухому или обожженному черепку этим способом нельзя.
Орнамент барботин на понтийском кувшине.
|
Черная ваза с рисунком барботин.
|
Краснолаковый сосуд с рельефным изображением оленя I в. н.э.
|