Бассано Якопо
(от итальянского Jacopo da Ponte, Jacopo Bassano; около 1510 г. — 13 февраля 1592 г.)
Крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В творчестве Бассано Якопо воздействия маньеризма сочетались с демократической тенденцией; в свои религиозные полотна он вводил сцены крестьянского быта, изображения животных, дома, пейзажи, натюрморт. Насыщая композиции динамичными ритмами, прибегая к эффектам вечернего и ночного освещения, Бассано Якопо придавал своим образам драматическую окраску. В Венеции и других городах Бассано работал со своими четырьмя сыновьями, которые также разделили его стиль.
Биография.
Якопо да Понте, прозванный Бассано по месту своего рождения, появился на свет приблизительно в 1510 году. В некоторых источниках, впрочем, говорится, что он родился в 1517 или 1518 году, однако первая дата представляется более правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано датированной 1531 годом.
Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и (ну куда же без этого в начале XVI века) алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство своих знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки живописи он также получил от отца.
Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести некоторые полотна, созданные около 1530 года и хранящиеся ныне в Городском музее в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе.
Творчество.
Три полотна на библейские сюжеты (1535 год), исполненные для Палаццо Публике в Бассано, представляют собой синтез различных влияний: повествовательные схемы, заимствованные у Бонифацио, сочетаются с новым натурализмом.
Венецианская маньеристическая живопись, достигшая своего апогея около 1540 года, открыла для Бассано новые возможности; каждая его картина уже сама по себе приобретает экспериментальную ценность. В 1540-1550-е годы Бассано создает одно за другим очень разные произведения: "Мученичество св. Екатерины", напоминающее Понтормо; "Казнь Иоанна Крестителя", где удлиненные и тонкие фигуры искусно втиснуты в узкое пространство; "Шествие на Голгофу", навеянное немецкими гравюрами; "Рождество Христово", "Отдых на пути в Египет", где присущий маньеризму ритм позволяет выявить фрагменты, наделенные неистовой жизненной правдой. Его палитра высветляется, тона теряют прежнюю теплоту.
В 1550-1560 годы опыт предшествующего десятилетия решительно трансформируют вкусы Бассано. В "Тайной вечере" (около 1550 г.), стремительный рисунок и резкие тени выделяют головы апостолов и натюрморт на столе. Это произведение, знаменующее конец целого периода в творчестве Бассано, свидетельствует о знакомстве мастера с кьяроскуро Тинторетто и искусством Скьявоне ("Шествие на Голгофу"). По-прежнему сильно ощущается напряжение формы, а в разряженном и опрокинутом пространстве видны реалистично трактованные фрагменты, в чем-то сходные с реализмом испанских живописцев XVII в.
В 1550-е Бассано наделяет эти тени реальной значимостью - рассветы и закаты превращают его композиции в настоящие пейзажи. В этот период картины художника излучают особое сияние; холодный колорит достигается обильным применением грунтов. Это сияние придает работам художника лирическую и фантастическую выразительность, основополагающую для маньеризма.
Новые вкусы Бассано особенно проявились в его картинах на библейские сюжеты: в сценах Исхода и в притчах, изображенных на фоне утренней зари или в вечерних сумерках, в пасторальном пейзаже. С конца 1560-х Бассано продолжает развивать этот жанр, хотя и совсем по-другому.
"Поклонение пастухов" (1568 год) знаменует собой новый период в творчестве художника, связанный с несколькими большими алтарными картинами. Избавившись от вымыслов и фантазий прежних лет, Бассано оказывается во власти лирики света и магии мазка - живописи одновременно естественной и сочиненной. Буколические, пасторальные мотивы вновь проступают в картинах, иллюстрирующих различные библейские и евангельские сюжеты, представленные на фоне дворцов или в сельском пейзаже, часто ночью, когда большое значение придается освещению - пламя, свечи, пылающие угли. В серии аллегорических изображений месяцев и времен года художник воссоздает сельскую жизнь с ее полевыми и домашними работами.
Всю свою жизнь Бассано прожил в родном городе, работая для городских и окрестных церквей, вдали от Венеции, где торжествовало искусство Веронезе и Тинторетто. Тем не менее он признан одним из новаторов венецианского маньеризма и занимает в истории живописи XVI в. совершенно особое место. Его искусство колеблется между двумя направлениями: первое тяготеет к стихии вымысла, фантазии и воображения (что будет подхвачено Эль Греко), второе - к натурализму и световым эффектам (в этом смысле можно сравнить картины Бассано с произведениями Веласкеса и импрессионистов).
Благовещение пастухам. 1565-1568 годы.
|
Поклонение волхвов. 1560-е годы.
|
Отдых на пути в Египет. 1540-е годы.
|