1-2-3-4
Действие второе
Хохоталкин
(входя, смеется постепенно).
Явление первое
Какие странные на свете перемены! Нет верности нигде, везде одни измены: Вчера, казалось, я Приятой был любим, Сегодня так и сяк; а боле не терпим. Потупя томный взор, то плачет, то вздыхает И кисло на мои вопросы отвечает. Но это ли одно на свете сем смешно? Страмец ведет страмца; что глупо, то умно; Друзья против друзей; мужья противу жен; А жены против них — и, стало, свет смешон. На место должного к несчастным сожаленья Наполнены сердца счастливцев к ним презренья. Ну, не смешон ли свет? Смешон, я уверяю. Итак, смеясь всему, я дельно поступаю. |
Явление второе
Плаксин.
Творенье жалкое, несчастный человек!
Сей монолог очень хорош, выключая того, что несколько в нем более есть важности, нежели надобно для шутливого и насмешливого характера, каковым выводится Хохоталкин. Следующий, кажется, более подходит к характеру, для которого он сделан.
Хохоталкин и Плаксин (входя, плачет постепенно).
Живи, крушись, страдай и плачь ты целый век! Ты во грехах рожден, в грехах и умираешь И гроба за дверьми несчастия скончаешь. Ты учишься к чему? К погибели своей! Ты ешь и пьешь, как зверь и сам себе злодей. Хотя пришлец ты в мир; но в вечность не стремишься. Мечтою омрачен, величием гордишься. Не знаешь истинных для смертного утех, И что ты шаг ступил, то сделал тяжкий грех. Войди в себя, себя ты убегать старайся И целый век потом слезами обливайся. Беги от женщин прочь: один их нежный взгляд Преобращает наш покой в смертельный яд. Театра берегись и берегись познаний, Не исполняй своих нимало ты желаний, Ешь мало, меньше пей, старайся больше спать, Чтоб от грехов хоть тем сколь можно избежать. |
Из сих образчиков можно, кажется, судить о способности нашего автора к стихотворству. Привел бы я некоторые места в довод дарования его, с каким оживляет он многие комические сцены в своей поэме, но краткость времени и места мне того не дозволяют. Дабы кончить мои замечания, скажу короче: желательно бы было, чтобы автор к дарованию своему присоединил осмотрительность в сочинении планов для будущих своих поэм, и тогда бы, может быть, драматические творения его служили обогащением российского театра.
1-2-3-4
Следующая глава